Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение. В. А. Сухомлинский писал, что от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце с окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Обязанности воспитателя |
Обязанности помощника воспитателя |
1. Организация утреннего приёма детей |
|
Общие правила приёма: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения. |
|
1. Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку. |
1. Проводит влажную уборку помещения. |
2. Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком. |
2. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе. |
3. Осуществляет приём детей. |
3. Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей. |
4. Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми. |
Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями: беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе. |
5. Проводит индивидуальную работу с детьми: - Формирует у детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом; - Проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов; - Регулирует двигательную активность каждого ребёнка. |
5. Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника. |
6. Организует и руководит образовательной деятельностью детей. |
6. |
7. По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения дошкольников. |
7. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников. |
2. Подготовка и организация прогулки |
|
1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании |
1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании |
2. Воспитывает у детей самостоятельность, чувства взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены |
2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены |
3. Планирует содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей |
3. Помогает воспитателю вывести детей на прогулку |
4. Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми |
4. Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов |
5. Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки |
5. Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны) |
6. Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей |
6. По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей |
7. Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью |
|
8. Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны) |
|
3. Подготовка и организация питания, сна, закаливания детей |
|
1. Осуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи, сном детей |
1. Осуществляет санитарно-гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук) |
2. Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения |
2. Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки |
. Воспитывает самостоятельность, навыки культурного приёма еды, культурно – гигиенические навыки |
3. Получает и раздаёт пищу |
4. По мере необходимости докармливает детей |
4. Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой |
5. Помогает детям подготовиться ко сну, укладывает детей спать |
5. Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна |
6. Следит за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создаёт спокойную обстановку во время сна детей, наблюдает за их сном |
6. Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия |
7. Осуществляет постепенный подъём детей после сна |
|
8. Организует и проводит закаливающие мероприятия с учётом индивидуальных особенностей детей |
|
4. Игровая деятельность |
|
1. Наблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детей |
1. Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой |
2. Создаёт игровое пространство, подбирает необходимый материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей |
2. Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию) |
3. Создаёт эмоционально-стабильную обстановку во время игры |
3. Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей |
4. Содействует формированию игрового коллектива (игровых групп) и становлению в этом коллективе личности каждого ребёнка |
4. Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек |
5. Вызывает интерес к тому или иному событию жизни, влияет на воображение и чувства детей в |
процессе руководства игрой |
|
6. Расширяет игровые умения и навыки, обогащает содержание игр, используя разнообразные истоки, формы, методы и приёмы |
|
7. Повышает культуру поведения, формирует устойчивый интерес к игре |
|
8. Через игру углубляет и закрепляет интерес детей к разнообразным профессиям, воспитывает уважение к труду |
|
9. Осуществляет связь игры с другими видами деятельности |
|
10. Изготавливает по мере необходимости материал для игр, проводит совместно с родителями и помощником воспитателя мелкий ремонт игрушек |
|
5. Изобразительная деятельность |
|
1. Формирует у детей интерес к изобразительной деятельности |
1. Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия |
2. Развивать наблюдательность детей, целенаправленно, путём специальных наблюдений формирует у детей знания и представления об окружающей действительности. Постепенно и последовательно развивает восприятие и воображение детей |
2. Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью |
3. Создаёт эмоционально-стабильную атмосферу во время наблюдений и в процессе изобразительной деятельности |
3. Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ |
4. Знакомит детей с произведениями изобразительного искусства |
|
5. Руководит и целенаправленно обучает детей способам изображения, технике рисования, лепки, аппликации |
|
6. Содействует развитию творческих способностей и инициативе детей |
|
7. Создаёт условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей |
|
6. Трудовая деятельность |
|
1. Добиваться формирования необходимых предпосылок трудовой деятельности. Формирование, необходимые для данного возраста, трудовых навыков, положительного отношения к труду |
1. Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду |
2. Формирует у детей знания о труде взрослых |
2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой |
3. Организует труд дошкольников, учитывая потребности и возможности каждого ребёнка |
3. Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.) |
4. Осуществляет контроль и руководиттрудовой деятельностью детей |
|
5. Подбирает необходимое оборудование для труда, расставляет его с учётом педагогической целенаправленности |
|
6. Содействует созданию в группе трудовой атмосферы |
|
8. Учебная деятельность |
|
1. Организует педагогически целенаправленные условия воспитания и обучения детей |
1. В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников |
2. Проводит диагностические исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей (познавательных процессов, личных качеств, положение детей в системе межличностных отношений) |
2. По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий |
3. Содействует установлению натурального стиля отношений с детьми и детей один до одного в процессе учебной деятельности и повседневной жизни |
3. По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий |
4. Формирует интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности |
|
5. Формирует у детей навыки учебной деятельности, обеспечивает своим руководством своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения |
|
6. Воспитывает у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один одного |
|
7. Развивать интерес к народному творчеству, национальной культуре |
|
8. Осуществляет подготовку к занятиям, организует и проводит их |
|
9. Подготавливает пособия к занятиям |
|
9. Самостоятельная деятельность |
|
1. Подбирает и изготавливает необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагает его |
1. В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоциональностабильную атмосферу в группе |
2. Создаёт натуральную атмосферу с целью сохранения психологического здоровья детей, культуры отношений. Регулирует внутри коллективные отношения |
2. Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутри коллективные отношения |
3. Осуществляет ненавязчивое руководство при организации самостоятельной деятельности |
Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя